В ближайших статьях, я попытаюсь вам рассказать про принцип работы эбу, настройку прошивки по логам, создании инженерного эбу и настройку в онлайне. Данные повествования лишь краткая выжимка из разных форумных тем, а так же мои мысли на эту тему.
Эта статья рассказывает основные принципы работы ЭБУ и полезна будет для новичков. Правда картинок там практически нет. :)

Тем кто считает себя не новичком, тот может пропустить эту статью.

Принцип работы системы впрыска достаточно прост : данные поступают с датчиков (ДФ, ДК, ДС, ДПКВ, ДМРВ, ДД, ДПДЗ, ДТОЖ, ДАД, ДТВ), анализируются процессором согласно алгоритмам хранящимся в флешь памяти ЭБУ и выдаются в виде управляющих команд на исполнительные механизмы, такие как форсунки, РХХ, насос, вентилятор, адсорбер, модуль зажигания.
Т.е. 2+2=4 (“2” и “2” это информация с датчиков. “+” это действия ЭБУ. “4” это сигнал на исполнительные механизмы)

Я не буду утомлять Вас умными описаниями, а просто вкратце расскажу про основные и самые распространенные датчики и исполнительные механизмы:

Датчики:
ДПКВ (датчик положения коленвала)– самый главный датчик, показывает положение коленвала. Он помогает ЭБУ разобраться где ВМТ у первого и остальных цилиндров. На базе этой информации строится весь основной алгоритм работы. Принцип работы датчика достаточно неплохо описывается на видяшке
ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) – датчик показывает какое количество воздуха проходит в двигатель за единицы времени
ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) – показывает насколько открыт дроссель (педаль газа)
ДФ (датчик фаз)– показывает положение распредвала. Ведь системы бывают разные, бывает одновременный впрыск (все форсунки прыскают одновременно), попарно-параллельный впрыск (форсунки прыскают по две), фазированный (форсунки работают поочередно)
ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости) – показывает температуру ОЖ. Очень важный датчик, ведь очень многие алгоритмы работы впрыска зависят от температуры двигателя. Лишь очень недалекие люди думают что он служит лишь для показания на приборке и включения вентилятора.
ДД (датчик детонации) – служит шумы двигателя и корректирует УОЗ в случае возникновения детонации. Ведь как мы знаем из моей статьи про детонацию, она есть зло как для мотора, так и для самой динамики автомобиля.
ДС (датчик скорости) – помогает двигателю ориентироваться на то едет ли машина или стоит на месте. ХХ сейчас или режим малых нагрузок. Есть еще и другие функции, но они не очень сильно влияют на двигатель.
ДК (датчик кислорода) – Датчик показывает насколько хорошо сгорает смесь. Помогает ЭБУ выбирать более правильную топливоподачу. Я за этот датчик на стандартных машинах. Отключают его или те кто отчетливо понимает зачем он нужен (обычно когда машина настраивается специалистами в онлайне) или идиоты, которые не понимают его предназначение в принципе. (я исключаю моменты если вы живете в деревне где одна заправка с 92 бензином и бензин такого качества, что ДК умирает сразу. В этом случае его лучше отключить.) Более развернуто я писал об этом в отдельной статье
ДАД (Датчик абсолютного давления) – штатно на ВАЗ не ставится. Ставится в связке с ДТВ, как замена ДМРВ. Вместе с ДТВ помогает двигателю определить расход топлива.
ДТВ (датчик температуры воздуха) – вместе с ДАД, помогает ЭБУ рассчитывать поступающий в двигатель воздух.

Маленькое отступление: ДМРВ или ДАД+ДТВ ? Это зависит целей. Примерно как спросить – что лучше Внедорожник или низкий седан. ДМРВ менее критичен к настройке, прощает многое, неплохо выполняет свою функцию. ДАД+ДТВ более точек и быстр, но в тоже время сильно зависит от разных погодных явлений, сложен в настройке. Как правило при небольшом тюнинге вполне хватает ДМРВ, но при создании достаточно бодрых двигателей и особенно двигателей с турбонаддувом, используют исключительно связку ДАД + ДТВ. Более подробно про ДАД + ДТВ, а также ДФ можно почитать тут

Исполнительные механизмы:
Форсунки – ну думаю сами догадываетесь что они делают. Если вы меняете на нештатные, то особое внимание стоит обратить на то что они бывают высоокмные и низкоомные. Они бывают с разными посадочными отверстиями и естественно разной производительности. Производительность меряют в см3/мин или г/мин (при номинальном давлении)
Бензонасос – осуществляет подачу бензина из бака. На Вазе бывает двух типов. Первый обычный, а второй дурной. Дурной имеет в своем устройстве РДТ (регулятор давления топлива) и подает в рампу определенное неизменное давление.. В системах с обычным насосом РДТ стоит на рампе и осуществляет изменения давления в зависимости от разряжения в ресивере.
Модуль зажигания (в новых системах – катушка зажигания или катушки) – осуществляет выработку искры на свечах зажигания.
РХХ (Регулятор холостого хода) — в режиме ХХ дроссель закрыт и в основном воздух подается через канал РХХ. Регулятор меняет количество поступающего воздуха чтобы обеспечить стабильные обороты ХХ, маленький расход бензина и некоторые другие функции
Вентилятор – включается когда ЭБУ фиксирует определенную температуру, охлаждает антифриз и позволяет двигателю работать на номинальных температурах.
Клапан Адсорбера – включает проветривание адсорбера.
Задача ЭБУ собрать информацию с датчиков и выдать на исполнительные механизмы такие сигналы, чтобы обеспечить оптимальную работу двигателя. Т.е. плавность, мощность, эластичность, минимальный расход топлива и т.д.


ЭБУ включается в работу в момент поворота ключа в замке зажигания, запускаются алгоритмы и ЭБУ ждет команду от ДПКВ и других датчиков чтобы начать анализировать информация и управлять исполнительными механизмами.
Погрузимся чуть глубже в ЭБУ: За обработку всего в ЭБУ отвечает процессор и флешь память. В флеше храниться прошивка, т.е. данные с алгоритмами работы и наборами разных установочных данных. Основные алгоритмы прошивки менять никто не может (их устанавливают лишь разработчики прошивок), а вот данные по умолчанию менять можно. Этим обычно и занимаются все чиптюнеры, т.е. при помощи специальных программ(например ChipTuningPro ) меняют данные в прошивках, заливают прошивки в эбу и смотрят с умным видом в монитор.
ЭБУ при помощи определенных команд можно вывести в два режима:
1. Режим диагностики. В этом режиме между компьютером (или диагностическим тестером) происходит обмен информацией. Компьютер запрашивает данные и получает ответ о состоянии датчиков и исполнительных механизмов в процессе работы двигателя. По этому принципу работаю диагностические сканеры, подключенные к ПК адаптеры и бортовые компьютеры.Первые свои опыты по диагностики я описывал еще в самой первой своей статье о к-лайн адапторе
2. Режим программирования. В этом режиме можно перезаписывать флешь память, т.е. менять прошивку. Делается это специальными программами(Например Combiloader или Chiploader). Двигатель при этом работать не будет и алгоритмы расчета впрыска не активированы. Про программирование я писал в отдельной статье

Основной вывод по статье : эбу получает информацию с датчиков и управляет исполнительными механизмами, так же он может передавать диагностическую информацию другим устройствам, таким как БК и тестеры. эбу работает по алгоритмам и данным из прошивки. Алгоритмы неизменные, а данные калибруется и записывается при помощи специальными программам.

  1. Владимир, Чита:

    Еще раз — спасибо! Я — автогонщик и в карбюраторных — почти, профессор, но в инжекторных — мягко говоря, новичок, а пришлось сейчас учиться. А у Вас: просто, кратко и доходчиво.
    С уважением, Владимир, Чита.

  2. Аександр:

    короче говоря — все, что Вы пишете и есть информация для новичков «калибровщиков»? если это так — огромное спасибо!!! хочется , очень хочется доказать себе, что и в 52 года учиться не вредно! :) )) В 40 — бросил торговлю и занялся диагностикой…теперь вот это…хочется узнать — возможно ли получение дополнительной информации в виде консультаций по разным вопросам в изменении калибровок в индивидуальном порядке, т.е. аська, скайп, мобильник…на платной, или бесплатной основе — Вам решать. С Уважением!

  3. как говориться — учиться никогда не поздно. 52 или 32 или 72 — не важно :)

    готов оказать посильную помощь в консультациях. Что знаю — готов поделиться, так как для меня все это все же хобби.
    Правда сразу оговорюсь — свободного времени у меня достаточно мало и болтать «про жизнь» не всегда получается.
    А вот диалог конструктивный — «вопрос» — «ответ» вполне реален.

    По поводу на какой основе — мне в целом все равно. не в деньгах счастье.

    Напиши в комментарий свои контакты. аську или мыло. я найду. (коммент этот не будет опубликован в блог)