Очень часто среди людей слышу фразы типа «Выкинул катализатор, он глушит мотор!» «Нахрен этот датчик кислорода нужен , без него лучше!» «Адсорбер мне не нравится, я его выкинул!»
и т.д. и т.п. Лично меня все эти фразы заставляют улыбаться. Иногда мне кажется, что люди совершенно не понимают зачем в автомобиле тот или иной элемент… Особенно смешно когда такие заявления звучат от людей, которые занимаются тюнингом.

Ниже попытаюсь рассказать что это такое, «с чем это едят» , от чего можно отказаться, а что действительно необходимо. Писать как всегда буду своими словами, поэтому заранее прошу простить за корявость изложенного материала. С другой стороны тем кто переходит с карба на инжектор думаю будет интересно это прочесть.


В карбюраторных системах ни одного этого элемента нет и при постройки как обычного инжектора, так и 16кл. возникает вопрос как быть, что делать, что нужно, а что нет.

Начнем с лямды.
Датчик кислорода, он же лямда зонд
фотка с чиптюнера

Датчик кислорода предназначен для определения концентрации кислорода в отработавших газах

Данный датчик стоит в выпускной системе и анализирует насколько правильно сгорает бензино-воздушная сместь в двигателе. Напомню , идеальное соотношение бензино-воздушной смеси это 14,7 . Т.е. по простому на 1 кг топлива приходится 15кг воздуха. Это оптимальное соотношение , при котором двигатель достигает оптимальных характеристик. Если увеличить количество воздуха, то смесь называется обедненной. При обедненной смеси ухудшается динамика , так уже немного уменьшается расход бензина. При уменьшении количества воздуха смесь называется обгащенной бензином. При таком режиме двигатель приобретает максимальную мощность, но и увеличивается расход бензина. Только стоит помнить, что излишнее обогащение, как и излишнее обеднение смеси ведет к ухудшению динамики двигателя. Т.е. обеднять или обогащеть смесь надо при определенных режимах. При соотношениях 19:1 или 5:1 бензин вообще не может воспламениться.
Короче — смесь должна быть всегда оптимальная. В нормальных режимах оптимал это 14,7. Под это соотношения заделанны ваши инжекторы.

Но так как инжектор это одно, а реальный двигатель это другое, то смесь может и не быть такой. к примеру если подтекает форсунка или откуда то идет подсос воздуха. Т.е. по данным других датчиков смесь оптимальна, а в движке почему то не очень хорошо сгорает… Вот для этого и нужен датчик кислорода. Он ориентируется по выхлопным газам насколько успешно сгорела наша бензино-воздушная смесь, какое количество бензина не сгорело. Он передает данные в инжектор , который подстраивается под эту работу. Т.е. датчик кислорда это реализации обратной связи в системе управления двигателем.

Поэтому сами посудите — нужен ли он вам или нет ? Я считаю , что да. Исключения составляют лишь форсированные тюнинг моторы, о них я напишу в самом низу этой статьи. Пока что мы рассматриваем обычные инжекторные системы.

Датчик кислорода устанавливается в приемной трубе глушителя. На первых инжекторах его не было. Но последнии 10 лет он есть на всех машинах, а на некоторых их даже два. Но об этом поговорим вместе с катализатором.

Катализатор
Когда то люди особо не парились на счет выхлопных газов… и экологии. Но это было достаточно давно, потом стали вводить разные нормы CO и т.д. Настраивать смесь под оптимальные показания выхлопа с точки зрения экологии. Но с изучением автомобилей пришло осознание что не все так просто и в любом случае, как бы не крутить показания лямды, все равно в выхлопе содержаться или те или иные вредные вещества.

Катализатор представляет собой керамическую сотовую конструкцию, которая увеличивает площадь контакта выхлопных газов с поверхностью покрытом тонким слоем платино-иридиевого сплава. Недогоревшие остатки (CO,CH,NO) касаясь поверхности каталитического слоя, окисляются до конца кислородом, присутствующим так же в выхлопных газах. В результате реакции выделяется тепло, разогревающее катализатор и, тем самым, активизируется реакция окисления. В конечном итоге на выходе из катализатора (исправного) выхлопные газы имеют концентрацию СО2.
Катализатор установлен после приемной трубы , перед резонатором.


Перед катализатором стоит датчик кислорода о котором говорили выше. В дальнейшем с ужесточением норм токсичности машины стали переводить на нормы Евро-3.
В этих машинах стоят два датчика кислорода. Перед катализатором и после. Т.е. двойной контроль!
В современных системах на двигателях 1,6 катализатор соединен вместе с выпускным коллектором. туда же вставляется датчик кислорода. Вся эта штука получается достаточно дорогой.

Почему люди не любят катализаторы
Потому что в виду того что мы живем в России катализаторы достаточно быстро умирают. Керамические элементы трясуться на наших дорогах и разрушаются. Так же соты катализатора засоряются нашим некачественным бензином.
В общем катализатор служит не очень долго, особенно если качество топлива вашей заправки оставляет желать лучшего. Плюс катализатор это еще одно звено в выхлопной системе, а как мы знаем из тюнинга «лучшая прямоток это отсутствие глутиля как такового :) »
Поэтому когда он умирает его просто выкидывают , а в замен этой дорогой вещи ставят вставку

В случае в катализаторами которые совмещены с коллекторами, меняют все это скопом и ставят старые модели коллекторов. Все равно получается дешевле чем покупать новый катколлектор.
Конечно все это не очень хорошо для экологии, но если учитывать что у нас в стране до сих пор производят автомобили которые проектировались в середине века, совесть обычно не очень сильно мучает.

Только стоит помнить что когда убираете из рабочей системы катализатор нужно перепрошить инжектор. Особенно если в системе два датчика кислорода.

Для тех кто строит инжектор я советую строить систему без катализатора.

Адсорбер
Забавно слышать, как некоторые «недалекие» владельцы инжекторных авто говорят «Меня бесил этот боченок и я его выкинул»
Адсорбер служит для вентиляции топливного бака. В баке скапливаются пары бензина. Адсорбер осуществляет их вентиляцию, забирая пары себе и дальше при помощи клапана продувки адсорбера прыскает пары в дроссель, где они смешиваются с воздухом.
Если на инжекторной машине адсорбер исключить из системы, то вентиляция проходить не будет и что может случиться с баком , одному богу известно :) Советую поинтересоваться на форумах по инжекторам что бывает :)

C другой стороны, те кто строят инжектор из карба, у тех есть преимущество. Если они не трогают патрубки бака, то они не нарушают карбюраторную систему вентиляцию бака и адсорбер им не нужен.
Чтобы чек не загорался из-за адсорбера можно поступить двумя способами: 1 отключить продувку адсорбера в прошивке. 2 . купить а разборке старый адсорбер, отломать от туда датчик и поставить его в свой разъем. т.е. обмануть систему. Только не забудьте, что нужно заглушить отверстие на дросселе в которое должен приходить шланг от адсорбера, иначе дросель будет сосать воздух не учтенный ДМРВ

———————-
Немного о тюнинге.

Надо ли менять выпуск и ставить датчик кислорода при строительстве форсированного мотора ?
- Любой нестандартный мотор по уму должен быть настроен индивидуально и иметь свою собственную прошивку. Настройщики настраивают мотор при помощи профессионального ПО, а так же Широкополосного датчика кислорода (Innovate MotorSports.).

Обычный датчик кислорода имеет очень маленький диапазон работы, а ШДК имеет более широкий диапазон. С ним можно более точно посмотреть беднит или богатит смесь, где и на каких режимах. В общем по большому счету визуально это тот же датчик кислорода, просто более качественный. И для его использования для него нужно отверстие в выхлопе.

Т.е. при постройки мотора , особенно нестандартного, независимо от того будете ли вы использовать штатный датчик кислорода или нет, в любом случае стоит иметь отверстие для установки датчика.

Ну вот вроде и все что хотел сказать :)
Может коряво получилось, зато думаю все понятно :)

  1. Очень развернуто, спасибо. Буду думать что делать с абсорбером и катализатромо. А не то возникли ошибки на БК у них. Постоянно проблемы.

  2. Александр:

    Если подключить только сам адсорбер не соединенный с баком, а на дросселе заткнуть дырку, обман прокатит?

  3. Admin:

    чтобы обман прокатил достаточно отлавать от абсорбера разъем и подключить его к проводке. у меня так стояло, чек не горел.

  4. Павел:

    Хороший подход к инжектору.

  5. Xavi:

    «»Если на инжекторной машине адсорбер исключить из системы, то вентиляция проходить не будет и что может случиться с баком , одному богу известно :) Советую поинтересоваться на форумах»"
    Автор, удали из своего поста тему про адсорбер, тебе мало о нем что известно, всех нюансов ты не знаешь, не знаешь какие последствия влекут при засорении адсорбера, не знаешь каким правильным путем его следует удалять, и не знаешь что происходит без него в целом, ты или скупую инфу нашел по адсорберу, или для объема статьи написал про него.
    В целом статья грамотная, но инфу про адсорбер ты не вытянул.

    • admin:

      различия в вентиляции бензобака на карбовых системах и на инжекторных я в принципе не плохо знаю. О ньансах — у меня как минимум три знакомых баловались с адсорбером отключая их. Один на Январь 7.2, один на Январь 5.1 -41 , а потом звонили мне и говорили — А что это у меня бак сплющился ????
      имеенно про это и была речь.

      Отключить правильно можно. но зачастую всякие гореумельцы или банально отрубают разъем или выключают его в прошивке . что по моему усмотрению является полным бредом..

      Последний год-полтора свои статьи стараюсь писать усключительно из своего опыта. Искать инфу в последнее время просто лень.

      Если ты знаешь какие то ъитрые ньюансы в адсорбере, то велком, поделись грамотной инфой с другими людьми.

  6. Иван:

    Смысл убирать адсорбер?) разветолько что он довольно габаритный и занимает место…

    А если убрать катализатор на евро2 с 1 лябдой, то зачем шиться? для того чтобы убрать экологичные настройки в программе?

    Хочу убрать катализатор, машина 2003 года, он наверняка уже мертвый.
    Только вот вставок ката не видел. Придется под заказ или просто всю требуху выбить а трубу оставить

    • admin:

      тебе не нужно будет прошиваться. особенно если движок сток. кат. можно в принципе просто выбить. В Питере вставки много где продаются.

      Лично мое мнение по адсорберу крайне просто — если машина с ним, то он и должен оставаться на машине и работать. Если машина строиться из карбюраторной, то он нафиг не нужен.

  7. Ярик:

    Спасибо! Хорошо розтолковано. Не знаю что там за проблемки с абсорбером, но ет меня и не парит, по скольку не собираюсь его убирать. А вот вместо ката вчера поставил вставочку т.к. он у меня просто почти розвалился и наверника был полностю забит. А еще на машыне стоит ГБО, а читал я такую инфу, что при роботе на газу кат может даже вред наносить, но на счет етого я не уверен, может просто у выхлопа с газа немного другие свойтва на что не росчитан обычный кат.

  8. Павел:

    Здравствуйте admin у меня ВАЗ 21104 1,6L 16V установлен блок Январь 7,2 через прошивку адсорбер включен. Напишите пожалуйста как правильно отключить адсорбер в моем случае. например если я фишку не буду отключать от него а все шланги поснимаю с него. На Дроссельную заглушку — а ту трубку подходящую к клапану адсорбера просто брошу в атмосферу. Могут пары бенза под капот идти? И будет ли скапливаться при этом лишнее давление в баке всетаки когда было подключено к дросселю все вытягивается автоматически.

  9. а с какой целью ты его отключаешь то ?

  10. Роман:

    Интересная статья. Еще бы узнать, для чего в некоторых прошивках отключают диагностику пропусков воспламенения?

    • Все достаточно просто. Просто не всегда эта диагностика правильно работает. И получается так, что диагностика показывает пропуски воспламенения и отрубает форсунки и машина естественно начинает тупить. Такая штука частенько встречается на форсированных движках. Поэтому лучше ее сразу убрать и не париться. Если бы она всегда адекватно работала, никто бы ее не отключал.

  11. Александр:

    доброго времени,
    не подскажете ли, как грамотно удалить этот Адсорбер на ВАЗ 21041i (ИЖ) Евро-3
    ясно что
    Адсорбер служит для улавливания паров топлива в бензобаке, дальнейшего
    смешивания паров топлива с воздухом и их дальнейшее поступление через корпус дроссельной заслонки, ресивер и впускной коллектор трубопровода в камеры сгорания
    если исключить Адсорбер из системы, что если трубку идущую из бензобака отвода паров топлива на Адсорбер напрямую соединить со штуцером в корпусе дроссельной заслонки
    для дальнейшего смешивания с камерой сгорания?

    я правильно понимаю?

    • если напрямую соединить , то некорректно будет эбу работать. лучше посмотреть как было сделано в тех машинах где были первые инжекторы или карбюратор. если систему вентиляции бака переделать на карбюраторную, то можно смело в мозге вырубить адсорбер.