Очень часто среди людей слышу фразы типа «Выкинул катализатор, он глушит мотор!» «Нахрен этот датчик кислорода нужен , без него лучше!» «Адсорбер мне не нравится, я его выкинул!»
и т.д. и т.п. Лично меня все эти фразы заставляют улыбаться. Иногда мне кажется, что люди совершенно не понимают зачем в автомобиле тот или иной элемент… Особенно смешно когда такие заявления звучат от людей, которые занимаются тюнингом.
Ниже попытаюсь рассказать что это такое, «с чем это едят» , от чего можно отказаться, а что действительно необходимо. Писать как всегда буду своими словами, поэтому заранее прошу простить за корявость изложенного материала. С другой стороны тем кто переходит с карба на инжектор думаю будет интересно это прочесть.
В карбюраторных системах ни одного этого элемента нет и при постройки как обычного инжектора, так и 16кл. возникает вопрос как быть, что делать, что нужно, а что нет.
Начнем с лямды.
Датчик кислорода, он же лямда зонд
фотка с чиптюнера
Датчик кислорода предназначен для определения концентрации кислорода в отработавших газах
Данный датчик стоит в выпускной системе и анализирует насколько правильно сгорает бензино-воздушная сместь в двигателе. Напомню , идеальное соотношение бензино-воздушной смеси это 14,7 . Т.е. по простому на 1 кг топлива приходится 15кг воздуха. Это оптимальное соотношение , при котором двигатель достигает оптимальных характеристик. Если увеличить количество воздуха, то смесь называется обедненной. При обедненной смеси ухудшается динамика , так уже немного уменьшается расход бензина. При уменьшении количества воздуха смесь называется обгащенной бензином. При таком режиме двигатель приобретает максимальную мощность, но и увеличивается расход бензина. Только стоит помнить, что излишнее обогащение, как и излишнее обеднение смеси ведет к ухудшению динамики двигателя. Т.е. обеднять или обогащеть смесь надо при определенных режимах. При соотношениях 19:1 или 5:1 бензин вообще не может воспламениться.
Короче — смесь должна быть всегда оптимальная. В нормальных режимах оптимал это 14,7. Под это соотношения заделанны ваши инжекторы.
Но так как инжектор это одно, а реальный двигатель это другое, то смесь может и не быть такой. к примеру если подтекает форсунка или откуда то идет подсос воздуха. Т.е. по данным других датчиков смесь оптимальна, а в движке почему то не очень хорошо сгорает… Вот для этого и нужен датчик кислорода. Он ориентируется по выхлопным газам насколько успешно сгорела наша бензино-воздушная смесь, какое количество бензина не сгорело. Он передает данные в инжектор , который подстраивается под эту работу. Т.е. датчик кислорда это реализации обратной связи в системе управления двигателем.
Поэтому сами посудите — нужен ли он вам или нет ? Я считаю , что да. Исключения составляют лишь форсированные тюнинг моторы, о них я напишу в самом низу этой статьи. Пока что мы рассматриваем обычные инжекторные системы.
Датчик кислорода устанавливается в приемной трубе глушителя. На первых инжекторах его не было. Но последнии 10 лет он есть на всех машинах, а на некоторых их даже два. Но об этом поговорим вместе с катализатором.
Катализатор
Когда то люди особо не парились на счет выхлопных газов… и экологии. Но это было достаточно давно, потом стали вводить разные нормы CO и т.д. Настраивать смесь под оптимальные показания выхлопа с точки зрения экологии. Но с изучением автомобилей пришло осознание что не все так просто и в любом случае, как бы не крутить показания лямды, все равно в выхлопе содержаться или те или иные вредные вещества.
Катализатор представляет собой керамическую сотовую конструкцию, которая увеличивает площадь контакта выхлопных газов с поверхностью покрытом тонким слоем платино-иридиевого сплава. Недогоревшие остатки (CO,CH,NO) касаясь поверхности каталитического слоя, окисляются до конца кислородом, присутствующим так же в выхлопных газах. В результате реакции выделяется тепло, разогревающее катализатор и, тем самым, активизируется реакция окисления. В конечном итоге на выходе из катализатора (исправного) выхлопные газы имеют концентрацию СО2.
Катализатор установлен после приемной трубы , перед резонатором.
Перед катализатором стоит датчик кислорода о котором говорили выше. В дальнейшем с ужесточением норм токсичности машины стали переводить на нормы Евро-3.
В этих машинах стоят два датчика кислорода. Перед катализатором и после. Т.е. двойной контроль!
В современных системах на двигателях 1,6 катализатор соединен вместе с выпускным коллектором. туда же вставляется датчик кислорода. Вся эта штука получается достаточно дорогой.
Почему люди не любят катализаторы
Потому что в виду того что мы живем в России катализаторы достаточно быстро умирают. Керамические элементы трясуться на наших дорогах и разрушаются. Так же соты катализатора засоряются нашим некачественным бензином.
В общем катализатор служит не очень долго, особенно если качество топлива вашей заправки оставляет желать лучшего. Плюс катализатор это еще одно звено в выхлопной системе, а как мы знаем из тюнинга «лучшая прямоток это отсутствие глутиля как такового »
Поэтому когда он умирает его просто выкидывают , а в замен этой дорогой вещи ставят вставку
В случае в катализаторами которые совмещены с коллекторами, меняют все это скопом и ставят старые модели коллекторов. Все равно получается дешевле чем покупать новый катколлектор.
Конечно все это не очень хорошо для экологии, но если учитывать что у нас в стране до сих пор производят автомобили которые проектировались в середине века, совесть обычно не очень сильно мучает.
Только стоит помнить что когда убираете из рабочей системы катализатор нужно перепрошить инжектор. Особенно если в системе два датчика кислорода.
Для тех кто строит инжектор я советую строить систему без катализатора.
Адсорбер
Забавно слышать, как некоторые «недалекие» владельцы инжекторных авто говорят «Меня бесил этот боченок и я его выкинул»
Адсорбер служит для вентиляции топливного бака. В баке скапливаются пары бензина. Адсорбер осуществляет их вентиляцию, забирая пары себе и дальше при помощи клапана продувки адсорбера прыскает пары в дроссель, где они смешиваются с воздухом.
Если на инжекторной машине адсорбер исключить из системы, то вентиляция проходить не будет и что может случиться с баком , одному богу известно Советую поинтересоваться на форумах по инжекторам что бывает
C другой стороны, те кто строят инжектор из карба, у тех есть преимущество. Если они не трогают патрубки бака, то они не нарушают карбюраторную систему вентиляцию бака и адсорбер им не нужен.
Чтобы чек не загорался из-за адсорбера можно поступить двумя способами: 1 отключить продувку адсорбера в прошивке. 2 . купить а разборке старый адсорбер, отломать от туда датчик и поставить его в свой разъем. т.е. обмануть систему. Только не забудьте, что нужно заглушить отверстие на дросселе в которое должен приходить шланг от адсорбера, иначе дросель будет сосать воздух не учтенный ДМРВ
———————-
Немного о тюнинге.
Надо ли менять выпуск и ставить датчик кислорода при строительстве форсированного мотора ?
- Любой нестандартный мотор по уму должен быть настроен индивидуально и иметь свою собственную прошивку. Настройщики настраивают мотор при помощи профессионального ПО, а так же Широкополосного датчика кислорода (Innovate MotorSports.).
Обычный датчик кислорода имеет очень маленький диапазон работы, а ШДК имеет более широкий диапазон. С ним можно более точно посмотреть беднит или богатит смесь, где и на каких режимах. В общем по большому счету визуально это тот же датчик кислорода, просто более качественный. И для его использования для него нужно отверстие в выхлопе.
Т.е. при постройки мотора , особенно нестандартного, независимо от того будете ли вы использовать штатный датчик кислорода или нет, в любом случае стоит иметь отверстие для установки датчика.
Ну вот вроде и все что хотел сказать
Может коряво получилось, зато думаю все понятно
Очень развернуто, спасибо. Буду думать что делать с абсорбером и катализатромо. А не то возникли ошибки на БК у них. Постоянно проблемы.
Если подключить только сам адсорбер не соединенный с баком, а на дросселе заткнуть дырку, обман прокатит?
чтобы обман прокатил достаточно отлавать от абсорбера разъем и подключить его к проводке. у меня так стояло, чек не горел.
Хороший подход к инжектору.
«»Если на инжекторной машине адсорбер исключить из системы, то вентиляция проходить не будет и что может случиться с баком , одному богу известно Советую поинтересоваться на форумах»"
Автор, удали из своего поста тему про адсорбер, тебе мало о нем что известно, всех нюансов ты не знаешь, не знаешь какие последствия влекут при засорении адсорбера, не знаешь каким правильным путем его следует удалять, и не знаешь что происходит без него в целом, ты или скупую инфу нашел по адсорберу, или для объема статьи написал про него.
В целом статья грамотная, но инфу про адсорбер ты не вытянул.
различия в вентиляции бензобака на карбовых системах и на инжекторных я в принципе не плохо знаю. О ньансах — у меня как минимум три знакомых баловались с адсорбером отключая их. Один на Январь 7.2, один на Январь 5.1 -41 , а потом звонили мне и говорили — А что это у меня бак сплющился ????
имеенно про это и была речь.
Отключить правильно можно. но зачастую всякие гореумельцы или банально отрубают разъем или выключают его в прошивке . что по моему усмотрению является полным бредом..
Последний год-полтора свои статьи стараюсь писать усключительно из своего опыта. Искать инфу в последнее время просто лень.
Если ты знаешь какие то ъитрые ньюансы в адсорбере, то велком, поделись грамотной инфой с другими людьми.
Смысл убирать адсорбер?) разветолько что он довольно габаритный и занимает место…
А если убрать катализатор на евро2 с 1 лябдой, то зачем шиться? для того чтобы убрать экологичные настройки в программе?
Хочу убрать катализатор, машина 2003 года, он наверняка уже мертвый.
Только вот вставок ката не видел. Придется под заказ или просто всю требуху выбить а трубу оставить
тебе не нужно будет прошиваться. особенно если движок сток. кат. можно в принципе просто выбить. В Питере вставки много где продаются.
Лично мое мнение по адсорберу крайне просто — если машина с ним, то он и должен оставаться на машине и работать. Если машина строиться из карбюраторной, то он нафиг не нужен.
Спасибо! Хорошо розтолковано. Не знаю что там за проблемки с абсорбером, но ет меня и не парит, по скольку не собираюсь его убирать. А вот вместо ката вчера поставил вставочку т.к. он у меня просто почти розвалился и наверника был полностю забит. А еще на машыне стоит ГБО, а читал я такую инфу, что при роботе на газу кат может даже вред наносить, но на счет етого я не уверен, может просто у выхлопа с газа немного другие свойтва на что не росчитан обычный кат.
Здравствуйте admin у меня ВАЗ 21104 1,6L 16V установлен блок Январь 7,2 через прошивку адсорбер включен. Напишите пожалуйста как правильно отключить адсорбер в моем случае. например если я фишку не буду отключать от него а все шланги поснимаю с него. На Дроссельную заглушку — а ту трубку подходящую к клапану адсорбера просто брошу в атмосферу. Могут пары бенза под капот идти? И будет ли скапливаться при этом лишнее давление в баке всетаки когда было подключено к дросселю все вытягивается автоматически.
а с какой целью ты его отключаешь то ?
Интересная статья. Еще бы узнать, для чего в некоторых прошивках отключают диагностику пропусков воспламенения?
Все достаточно просто. Просто не всегда эта диагностика правильно работает. И получается так, что диагностика показывает пропуски воспламенения и отрубает форсунки и машина естественно начинает тупить. Такая штука частенько встречается на форсированных движках. Поэтому лучше ее сразу убрать и не париться. Если бы она всегда адекватно работала, никто бы ее не отключал.
Спасибо, что не поленились разъяснить.
доброго времени,
не подскажете ли, как грамотно удалить этот Адсорбер на ВАЗ 21041i (ИЖ) Евро-3
ясно что
Адсорбер служит для улавливания паров топлива в бензобаке, дальнейшего
смешивания паров топлива с воздухом и их дальнейшее поступление через корпус дроссельной заслонки, ресивер и впускной коллектор трубопровода в камеры сгорания
если исключить Адсорбер из системы, что если трубку идущую из бензобака отвода паров топлива на Адсорбер напрямую соединить со штуцером в корпусе дроссельной заслонки
для дальнейшего смешивания с камерой сгорания?
я правильно понимаю?
если напрямую соединить , то некорректно будет эбу работать. лучше посмотреть как было сделано в тех машинах где были первые инжекторы или карбюратор. если систему вентиляции бака переделать на карбюраторную, то можно смело в мозге вырубить адсорбер.
то,что в ЭБУ функцию Адсорбера придётся отключать это ясно и понятно.
вопрос в том, как грамотно произвести само отключение Адсорбера,чтоб и
система вентиляции бака была и без запаха бензина в салоне….
http://car-exotic.com/vaz-cars/vaz-lada-2107-car-injection-engine.html