На днях подключал на новособранный двигатель вентилятор радитора. Подключал так же как описано в старых статьях — тут
Сталкнулся с интересным явлением — если не замкнуть старые контакты (с карбюраторного датчика) , то вентилятор не включается. Далее стал думать…


контакты старого датчика

«Покурив» схемы электрооборудования я пришел к мысли, что несмотря на то что машина почти 2000 г.в. в ней установлен монтажный блок старого образца. Старого образца , но в новом исполнении(с новыми предохранителями)
далее фотки:
старый блок 17.3722

новое исполнение 17.3722

Фотки новых моделей блоков
2114-3722010-10

2114-3722010-60

Отличительной особенностю данных блоков от более молодых моделей является наличие реле включения вентилятора. На машинах младше 99 года, после выключения зажигания вентилятор еще может продолжать крутиться некоторое время, потому что плюс 12 подается на него всегда, а массу обрывает датчик который вкручен в радиатор.
На машинах которые старше 99 года такое невозможно, вентилятор вырубается сразу же как выключается зажигание.

Вентилятор на новых блоках

т.е. перемыкается масса. синий провод это +12 который идет с пятого штекера монтажного блока(любого блока)

пятый контакт пятого разъема

Контактная дорожка нового блока

как видно контакт x5-5 соединен с x8-5(x8-6) лишь через предохранитель F5. x8-5 и x8-6 берут +12 напрямую с аккумулятора. т.е. в новом варианте блоков +12 всегда поступает на вентилятор, а замыкаются лишь контакты массы.

А вот старая реализация 17.3722

Внимание на датчик (на рисунке цифра 6). Видно что он замыкает массу с бело-черным проводом. Бело черный провод идет на шестой разъм монтажного блока. Ш6-9
смотрим схему блока 17.3722

Пониманием что контакт массы ш6-9 является контактом «86″ реле К9 которое замыкает контакты «30″ и «87″
«30″ контакт это +12 которое идет чере 8 предохранитель с разъема Ш8-5 (там оно от аккумулятора)
«87″ контакт это известный нам уже Ш5-5 +15 на вентилятор.

Делаем выводы :
на новой реализации +12 подается всегда, а включение вентилятора подается замыканием массы(на датчике в радиаторе)
на старой датчик в радиаторе подает массу на «86″ контакт реле K9 , что в свою очередь замыкает контакты «30″ и «87″ подавая +12 на вентилятор.

В «Мурзилке» написано, что на старых блоков контактные дорожки не могут выдержать постоянное +12 и плавятся, поэтому реализовано все через реле. Помоему бред какой… но факт есть факт.

В общем поняв что у меня блок старого образца в новом исполнении, я решил подумать — как быть. По мне релюшка К9 это слабое звено во всей системе. очень не хотелось его оставлять. так же не хотелось замыкать старые контакты с датчика включения вентилятора. так как если так замкнуть, то реле будет всегда замыкать 30 и 87, а по опыту — это не гуд…рано или поздно релюшка сломается и я узнаю об этом лишь когда закиплю.
Чтобы избавится от этой ерунды я просто взял и насильно замкнул контакты 87 и 30

Посмотрим верна ли мурзилка. по ней это не жизнеспособно и монтажный блок должен быстро сгореть. поживем увидим… а вообще я планирую туда поставить блок нового образца, так как не хочу испытывать судьбу с этой перемычкой :)

Статья получилась запутанная и не особо интересная для тех кто не парился с вентилятором, но что-то мне подсказывает что кому-то она очень пригодится или по крайней мере даст какой толчок в понимании проблем связанных с вентилятором радиатора.

  1. Beast607:

    Тоже в свое время разбирался с этим, у меня блок нового образца реле нету, у меня ща стоят 2 вентилятора от нивы, я тупо вывел провод от эбу в подкапот, и там на место где был ЭПХХ на эти шпильки прикрутил 2 релюшки, а провод управления развел на них.
    Кстати могу сделать добавление к этой статье ))
    Я себе брал проводку с 15хи битой, под 81 пиновый разьем, там идет токо 2 релюхи, 3й вентилятора нету, провод управления идет в колодке к салонной проводке, а потом в ЧЯ. Недавно лазил у чела в 14, открыл крышку ЧЯ, там заместо самого крайнего реле(омывателя фар чтоли)) ) стоит реле вентилятора. Вот.

  2. Beast607:

    Я у себя на место этого реле, чтоб гнездо не пустовало)), поставил реле ПТфар, те его разобрал и пару дорожек обрезал и с других ножек провода кинул.
    И еще у тебя есть под капотом реле стартера, в новых 15ах его нету, я у себя тож выкинул, и сделал на прямую, не люблю лишние провода, я ваще со своей проводки пучок нормальный такой вытащил)

  3. Admin:

    реле стартера есть… в европроводке. но пятый январь не умеет вырубать стартер в отличие от седьмого… поэтому релюшку я просто перемкнул

  4. Beast607:

    то ты имеешь ввиду реле стартера, которое в салоне, я про под капотом, на карбовых оно еще было тоже.

  5. Admin:

    кстате , если хочешь могу сделать тебя автором и ты сможешь писать статьи сам. в общем можно обсудить этот вопрос. Главное чтобы полезно было :)
    скажи свою аську.

  6. Beast607:

    562780923
    Да я не сильно так могу писать,не гуманитарный я, вот по обсуждать это дело:)

  7. admin:

    я тоже не гуманитарий..ни по первой ни по второй вышке :)

  8. Beast607:

    Ну нормально значит :)

  9. Евген:

    Спасибо огромное! Завтра обязательно посмотрю свой блок!
    А то год отъездил, без проблем, а этим летом закипел, и кипел еще не раз, но вовремя на обочину сьезжал.
    Во всех сервисах говорят все нормально, типо смени пробку расширительного бачка.
    Короче у меня во время не включается вентилятор обдува радиатора.
    Спасибо еще раз!!!!

  10. Петр:

    Я на девятку тоже впихнул 16V. Так вот я с управлением вентилятора замарачиваться не стал оставил штатную схему. Уже 8 месяцев — полет нормальный.

  11. admin:

    если честно, не понимаю смысла оставлять штатную систему. так же можно и карб оставить было.

    если датчик температуры есть, то нужно протянуть один провод и все. Плюс когда идет включение вентилятора, мозг отслеживает этот момент и корректирует работу двигателя. Если ты и ДТОЖ решил не ставить, то это вообще очень очень хреново.

  12. niy1:

    admin, Вы попутали рисунки схем включения вентилятора. Вчера менял блок (давно барахлит — надоело возиться). Поставил 2115-3722010-08 и обходил проблему вентилятора также. 21093 высока панель 1997г.в.

  13. admin:

    в чем именно попутал ?

  14. niy1:

    Если в блоке 2115… стоит реле вентилятора — это новый блок, а не старый.

  15. admin:

    нет , реле вентилятора есть только на старых блоках.
    Если не веришь, можешь посмотрель любую книжку по эксплуатации зубил. в разделе электрооборудование в разделе «общие сведения»

    Плюс не знаю актуальна ли эта информация, далее цитирую
    «Для отличия блока 2114-3722010-60 для семейства ВАЗ-2108(в цепь питания обмотки возбуждения генератора включены резисторы и диод) от внешнепохожего блока для ВАЗ-2115 на нем имеется белая метка около разъема Х11″

    блока 2115-3722010-08 в природе нет. для примера можно просто запрос поисковика по картинкам сделать. Если я ошибаюсь,то хочу увидеть фотку где на крышке блока или в другом месте будет эта маркировка.

  16. niy1:

    Хорошо, у меня на 9ке 97 г.в. стоял блок новее 2114…
    Ответ поисковика не есть истина в первой инстанции…
    давайте ящик куда сбросить фото, правда телефоном, приедет машина сделаю цифровиком.

  17. admin:

    73(два)(ноль)32(собака)gmail(точка)com

    смотри. блоков всего 4. вернее три, но один в двух исполнениях.

    1) бывает в 17.3722 с плавкими предохранителями, пальчиковыми, а бывает с предохранителями нового образца (постараюсь не забыть и посмотреть сегодня его код.)
    2) есть блок 2114-3722010-18
    3) 2114-3722010-60

  18. niy1:

    Блоки серии 36?.3722 (по каталогу АВАР) предназначены для замены блоков 17.3722-01 и имеют следующее обозначение (по каталогу Автоваз) 2114-3722020, 2114-3722010-10, 2114-3722010-20, 2114-3722010, 2114-3722010-30, 2114-3722010-40, 2114-3722010-50, 2114-3722010-60, 2114-3722010-70, 2114-3722020-01. Из них только …-10 и …. -50 не применяются для 2109.
    Поисковик находит -08 без проблем.

  19. admin:

    допустим.
    вопросы
    1) зачем ты перемкнул К1- реле включение очестителя фар :)
    2 )3663722 первый раз слышу. но даже если и так, то ты сам пишешь что это замена новым блокам
    3) посмотри на датчике включения вентилятора. если там только черные провода, то у тебя система для новых блоков. если один черный, один бело-черный, то старого. Старого вырубают вентилятор сразу после выключения зажигания, новые дают ему докрутиться.

  20. niy1:

    1 — это действительно К1, Вот я ЛОХ.. (6 лет траха… с блоком) а че работать не будет??? (не переживай это реле включения вентилятора.)
    2 — спроси у поисковика, то что я привел выше — в таком же порядке и идут 36.37.., 361.37.. и т.д. их 10 блоков… и еще 17.37… Так что то что ново для 2114 — это все старо для 2109…
    3 — если я закоротил реле, это уже говорит о том что включение идет через датчик, а не через реле. Он крутится и без зажигания.. Кстати не все так однозначно.. мне попадалась схема где двойное питание ??? и напрямую и через замок.

  21. admin:

    1.найди какую-нибудь толковую инфу по данному монтажному блоку. все мои источники говорят что К1- реле включение очестителя фар .
    2.
    3. ну дык поставь релюшку :)

    Короче если мы спорим ради спора, то мне это не интересно. Если спорим ради каких либо знаний(истин), то предлагаю подкреплять какими-нибудь материалами.

  22. niy1:

    1 заводской сайт на тестировании и схем блоков там нет, на внутренней стороне крышки указаны назначения реле и предохранителей — работу я проверял. Я тоже не ожидал, что их (блоков) такое количество…
    3 она стояла, что бы ее задействовать надо переделывать проводку — но как то лень.
    Вот что нашел
    361.3722М 2115-3722010 стоят все реле
    362.3722М 2115-3722010-10 стоят все реле
    363.3722М 2115-3722010-20 нет реле вентилятора стоит перемычка
    364.3722М 2115-3722010-30 нет реле вентилятора стоит перемычка
    367.3722М 2115-3722010-40 нет реле: вентилятора, контроля ламп, стеклоподьемника, сигнала — стоит перемычка

  23. admin:

    вот это уже полезная инфа.

  24. grifel:

    Говорите карлсон ; поменял на новый 3722. М и пропала подсветка приборов и правые габариты .
    Подскажите пожалуйста куда лезть чтоб исправить

  25. Admin:

    что поменял на что поменял , зачем поменял ?
    трудно что-то ответить по такому малому объему информации

  26. grifel:

    поменял старый блок предохранителей 17.3722 на новый модернизированый17.3722 М1

  27. Аноним:

    скорее всего ты когда менял просто сами контакты задел. я бы вначале сами колодки просмотрел