index
Вот решил разобрать два своих контроллера Бош 7.9.7 -30 и Январь 7.2. -82


Думаю данная статья будет полезна тем кто строит 16кл. и решает стоит ли менять мозг, проводку и т.д.

Вначале видяшка

Ну в принципе и все что хотел сказать. Но так как одной видяшки маловато , расскажу поподробнее…

bosch-16vitelma-8v
8v16v
разобрал оба контроллера. Бош разбирался специальным ключиком, Январь разбирался обычной отверткой. На Январе увидел заводскую пломбу
plombi-otk

Вот так выглядит колодка изнутри
kol1

А вот на этой фотке можно детально увидеть нумерацию контактов контроллера
kol2

Отличия контроллеров в ключах катушек. На 8кл. мозгах их два
kz-8v
а на 16 кл их 4
kz-16v

Потому что на 8кл. используется катушка зажигания(ее еще часто называют модуль зажигания нового образца), она подает искру сразу на две свечи
katushka 8v
Схема выглядит так
8vkatushka
т.е. к ней подходят всего два контакта с 2 и 5 контактов контроллера
2 контакт это — Зажигание 2-3. Управление первичной обмоткой катушки зажигания
5 контакт это — Зажигание 1-4. Управление первичной обмоткой катушки зажигания

В тоже время на 16кл мозгах все немного по другому. Там на каждую свечу стоит своя катушка
katushki 16v
16vkatushki
Как видим прибавляются еще два контакта т.е. 1 и 4 контакт контроллера. Получается что
1 контакт Катушка зажигания 2 цилиндра.
2 контакт Катушка зажигания 3 цилиндра.
4 контакт Катушка зажигания 4 цилиндра.
5 контакт Катушка зажигания 1 цилиндра.

———-
Может ли 16кл. мотор работать на контроллере от 8 кл?
1) Думаю да, если перенести в этот контроллер калибровки из 16кл. прошивки. И при этом система зажигания будет на катушке(модуль нового образца) Проводка остается старая.
2) Можно в 8кл. контроллер допаять два недостающих ключа зажигания и получиться контроллер 16кл

Может ли 8кл. мотор работать на контроллере от 16кл?
Да , если в 16кл. контроллер влить прошивку от 8 кл.

Можно ли использовать старый модуль зажигания вместо нового ?
Нет нельзя. Хотя бы потому что разъемы разные. Но основная особенность заключается в мозгах. НА Бош 7.9.7 и Январь 7.2. управление зажиганием реализованно в самом контроллере. А в более ранник контроллерах в модуле зажигания.

Почему тюнеры не любят индивидуальные катушки зажигания на 16кл?
Считаются что они менее надежны и быстро выходят из строя на форсированных моторах. Плюс они достаточно дорогие. Вместо этого тюнеры используют модуль зажигания.

Ну вроде все, чем хотел поделиться, поделился :)
Надеюсь эта статья кому-нибудь пригодиться .

  1. денис:

    да просто сунул какойто аппарат, он показал что бош, удалил ошибку и всё,я спрошу как называеться потом напишу,этот январь можно прошить под турбину

  2. admin:

    сменить прошивку — можно.
    под турбу прошиваются в онлайне при помощи специальных инжекторных мозгов, ШДК и софта. потом прошивку заливают в обычный блок. Те кто так прошивают не любят этот январь прошивать в онлайне, а под турбу сто процентов откажутся. А что уже турбу собрал ?

  3. денис:

    почти да)))осталось глушитель доделать и всё)))

  4. admin:

    жесть.
    короче на все твои вопросы относительно мозгов лучше всего тебе ответит твой настройщик. обычной сменой прошивки тебе в любом случае не обойтись(если ты не хочешь чтобы двиг твой умер на первых десятках км)

  5. Emil:

    Инфа помогла, спасибо!

  6. Аноним:

    спасибо нашел ответ на свой вопрос

    • Аноним:

      «»Можно ли использовать старый модуль зажигания вместо нового ?
      Нет нельзя. Хотя бы потому что разъемы разные. Но основная особенность заключается в мозгах. НА Бош 7.9.7 и Январь 7.2. управление зажиганием реализованно в самом контроллере. А в более ранник контроллерах в модуле зажигания.»" — можно, катаюсь на Январе 7.2 с МЗ старого образца.

      • admin:

        катаешься наверно недавно. незабудь отписаться через пару месяцев.

        • admin:

          поясню — через некоторое время старый МЗ расплавится. в последний раз когда я встречал человека с такой штукой, который говорил что он ездил и я дал ему прогноз, он отписался через неделю.

  7. Аноним:

    А есть ли разница аппаратно между автэл и итэлма блоках?, и взаимозаменяемы ли они?

  8. admin:

    взаимозаменяемы. разницы нет. в седьмом январе я вообще разницы не видел.

    в пятом есть некоторые разновидности. т.е. микрухи разные используются. но это в зависимости от года выпуска. В целом никакой разницы между Автэл и Ителма я не наблюдал.

  9. Goryk:

    давно искал эту инфу! СПАСИБО что разяснили

  10. Аноним:

    А можно ли заменить мз старого образца на нового 2111 2000г 8кл

  11. admin:

    старого образца это модуль. а нового это катушка(как на фотке в статье)
    заменить нельзя. ни в ту , ни в обратную сторону. некоторые умельцы вместо катушки ставят модуль(на Январь 7.2), но долго это не ездит. Если на 5.1 поставить катушку, то вообще не заведется.

  12. Аноним:

    грамотная статья

  13. Аноним:

    проблема в том что модуль нового образца управляется минусом а старого плюсом, как говорят овчинка выделки не стоит, у меня стоит на машине 16v а проводка от семёрки и всё прекрасно работает главное прошивку грамотно отредактировать

  14. Fshark:

    Спасибо за статью! Многое стало понятно! А существует ли такой вариант: 16-v авто, Мозг Bosch 7.9.7, катушка Bosch («модуль нового образца») и от нее ВВ-провода идут уже не посредственно к свечам?

    Спрашиваю, ибо есть у меня авто ВАЗ 21103 1.5 16-v + Bosch 7.9.7 c 21124 движка на полочке в шкафу, мозг стоит Январь 4.1. и восьмерошный модуль зажигания — собираюсь менять мозги/проводку на вышеупомянутый Bosch, но наслушавшись от знакомого, сколько он потратил на индивидуальные катушки (а насколько я понял Bosch 7.9.7 именно на них рассчитан) и вспомнив, что ни на одной моей ВАЗ-машине МЗ никогда не выходил из строя, а также стоимость этих инд-катушек, очень хочу их не покупать. Если возможен какой еще вариант с радостью бы узнал его!

  15. admin:

    Вариантов несколько
    1. Строить на 5.1 Один фиг тебе проводку и мозги полностью менять. Бош этот продать и строить на 5.1. На данный момент это самый универсальный мозг и достаточно много разного софта для настройки откатки.
    2. Второй вариант это строить на Январь 7.2
    в этот январь можно залить прошивку от 8кл. двигателя с измененными параметрами и спокойно ставить на 16кл. У 8кл. января вместо индивидуальных катушек стоит одна катушка. ее еще называют модулем нового образца.
    3. строить на этом боше, но тогда идвидуальные катушки нужны. В теории можно этот бош перешить в 8кл. и точно так же будет как с пунктом 2. Единственное что редактировать прошивку на боше трудно и не факт что все будет замечательно.

    P.S. я одному другу внедрил такой мозг, но прошитый под 8кл. на его ВАЗ 2108 с двигателем 1.3 Ездил не жаловался :)
    если есть вопросы — пиши.

  16. Аноним:

    нужна помощь.двигло ваз 21124,нет искры?ни на одной катушке?какая причина может быть,и еще перестал безнонасос работать(((

  17. в салоне , на инжекторной косе есть три релюшки и три предохранителя. скорее всего вырубило предохранитель главного реле. Большая вероятность что там косяк.

    если был иммобилайзер штатный, то он мог сглючить.

    как вариант -сигналка сглючила.

  18. Андрей:

    Добрый день. Очень увлекательная статья, очень много вопросов прояснилось. Но хотелось бы услышать рекомендацию. У меня ваз 08 1992 года, я переделал её под инжектор Январь 7.2 который взял с разбитой восьмиклапанной десятки. Не так давно приобрёл б\у заряженный 1.6 16v. Установил его и тут появилось куча вопросов, движок троит, дымит, на высокие обороты не выходит. Начал самостоятельно подбирать прошивку, появились некоторые улучшения. И вот на днях по неосторожности спалил ЭБУ. В поисках нового блока нашёл Вашу статью и понял что ЭБУ у меня восьмиклапанный. Так как я новичок в этих делах прошу у Вас совета, а то у нас в городе даже на крутых станция таких вопросов не решают. Я собираюсь купить новый ЭБУ, но прочитав статью теперь вообще растерялся какой блок мне брать 8 или 16 клапанный, так как у меня стоит модуль зажигания нового образца а движок 16 клапанный, что бы без переделок проводки и не химичить с прошивками, что посоветуете?

    • рекомендую купить 16кл. блок, но влить туда прошивку от 8кл. Машина должна завестись.

      далее нужно прошивку сделать под 16кл. желательно взять калибровки из 16кл. прошивки и запихнуть их в твою 8кл.

      особенно важно таблицы по уоз, топливу, воздуху. далее статику форсунок .

      ну а дальше уже идет подпиливание прошивки по логам или в онлайне, согласно статьям из блога. рекомендую катать на i204dm53 (калибровки брать от i205dm53)

      Есть еще другой путь — попросить прошивку у людей которые уже так делали. На форуме autolada.ru, в разделе Тюнинг, у многих такие двигатели. но тут свой ньюанс. не факт что чужая прошивка сделана хорошо. поэтому я бы рекомендовал самому ее делать.

  19. Андрей:

    Добрый вечер. Спасибо Вам за предыдущий ответ. Я приобрёл 16-ти клапанный перепрограммируемый блок Январь 7.2. Установил на комп программу Чип Тюнинг про 4,и приступил к первой фазе загрузил обе прошивки которые вы рекомендовали в последнем комментарии i204dm53, i205dm53. Пытаюсь корректировать в прошивке i204dm53 таблицы по уоз, топливу, воздуха, статику форсунок с i205dm53 и у меня возник вопрос по таблицам УОЗ, топливу и воздуху. УОЗ присутствует почти в всех графах программы, а таблицы по топливу и воздуху только в графе ПУСК. Ну и как я понял таблицы УОЗ нужно заменить в всех графах программы, а таблицы топлива и воздуха только в графе пуске? И как указать в прошивке что у меня модуль нового образца с парным зажиганием? Посоветуйте как поступить.

    • Для начала удалить ЧТП4 и поставить ЧТП 3.21
      Далее в нем переносить все калибровки в режиме пуск и все калибровки в топливоподаче и уоз. Статику тоже поменять. Вот и все в принципе

      P.S. Чтп4 никто не использует потому что он косячный и карты там не верные.

  20. Андрей:

    Следуя Вашим советам установил ЧТП 3.21, перенёс калибровки и загрузил новою прошивку в ЭБУ. Пришёл в гараж, установил блок и попытался завести своего коня, но увы так это и не случилось. Пытался завести пока аккумулятор не сел. Движок схвативал на 3 секунды и глох с последующим хлопком из выхлопной трубы. Причём педаль газа была нажата ,скажем, на 25 процентом. В других положениях газа даже неподхвативало. У меня сложилось впечатление что позднее зажигание, но как это произошло я не пойму. Ремень ГРМ не снимал. С старим блоком машина заводилась и кое-как на 2-3 цылиндрах работала, а сейчас не хочет. Прокоментируйте пожалуйста свои соображения по этому поводу. С уважением Андрей.

    • Давай снова выясним :
      Движок 1,6 16кл сток или заряженный?
      Маркировка эбу и проводки?
      Рампа с обраткой или нет, форсы сток ?
      Шкив коленвала имеет один пропуск зубьев?
      КАкие датчики стоят ?

      • Андрей:

        1. Движок заряженный, я брал его б\у. Какие распред валы и каленвал стоят я не знаю, знаю что объём примерно 1740 см3. Движок был в сборе вместе с рампой, форсунками и т.д Форсунки стояли Siemens Deka VAZ20734. Я когда его поставил у меня стоял Январь 7.2 8V с программой для стокового восьмёрочного двигателя с 54 распредвалом. Для установки двигателя я поменял бак , так как до этого мне поставили навесной насос и поставил БОШ 001. Машина завелась сразу, но очень троила и двоила, много копати с трубы валило. Так как движок стоял около двух лет в мастерской инжинер по настройке машин онлайн сказал мне что бы обкатал двигатель около 1000 км, что подтянуть все сопли, а после он приедет настраивать машину. Также я ему объяснил мою текущую ситуацию и он посаветовал на время обкатки поставить стандартные форсунки, так как на тех сильно переливало, Я кабанчиком метнулся на разборку и приобрёл стандартные форсунки с дясятки 1.6. Машина заработала веселее, я даже выехал из гаража и проехалася по раёну. Но движок боьше 4000 не крутился, постоянно дергался и троил на холостых (я поставил 1200 оборотов) Согласно Диагностик тулс на всех четырёх цылиндрах выскакивала ошибка «пропуск зажигания». Я купил новые провода. Ошибки остались. После этого я загрузил 16 клапанную стандартную прошивку, и зменений в работе не было. Потом я спалил блок и приобрёл новый с прошивкой для 1.6 16V c маркировкой 57 в конце (не завёлся). И вот текущая ситуация залил 8-клапанную прошивку с картами от 16 клапанной прошивки, тоже самое. Только при нажатом газе в одном положении он подхватывает на пару секунд и глохнет с хлопком из трубы. Посмотрел свечи, мокрые. Сегоднф проверил искру на всех цилиндрах, есть (синего цвета).
        Маркировка ЭБУ Э21124-1411020-31. Поводка с 8v Ваз 2110
        Рампа как я понял с возвраткой.
        Шкив имеет пропуск зубьев.
        Датчики: ДМРВ, детонаци, ДХХ, Коленвала. Ещё есть ДК но он не подключен, в роли пробки (У предыдущего хозяина двигателя он тоже не был подключен.)

        • Могу только посочувствовать, так как настраивать нестандартные заряженные движки с нуля, да еще и без опыта крайне трудно. Самый правильный вариант это пинать будущего настройщика чтобы он помог с обкаточной прошивкой или хотя бы хх выставил. В любом случае разбираться самому тебе прийдется очень долго путем проб и ошибой. В общем не простой у тебя случай. Знать бы хотя бы конфиг движка…

          Ищи грамотного человека из твоего города. Реально по другому будет крайне сложно.

          Если что — обращайся, но по интернету помочь тут практически нереально.

          Если решишь сам все же делать, то постарайся сделать как можно стандартнее, хотя бы узнать объем и поставить сток валы. Покататься на стоке, а потом поставить форсы, валы и сразу на настройку. Мучай своего настройщика помощью, если он откажется, значит хреновый из него настройщик.

          • Андрей:

            Спасибо за Ваши коментарии, у меня последний вопрос к Вам по поводу проводки. У меня проводка с 8-ми клапанного двигателя и я хочу добавить датчик фаз, что бы был фазированный впрыск. А также я оставлю универсальный блок зажигания. Нужны ли ещё пределки в проводке кроме трёх проводов для датчика фаз, что бы была 16-ти клапанная проводка? Нужен ли для заряженного двигателя ДК? И что мне нужно откорректировать в 16-ти клапанной прошивке так как у меня будет почти всё ка у 16-ти клапанного двигателя но останется стоять универсальная катушка зажигания?
            Спасибо.
            С Уважением Андрей.

  21. На сколько я помню проводка для 8кл. И Январь 7.2 уже имеет разъем для ДФ. Датчик фаз стоит на крышке гбц, с противоположной стороны от грм.

    Так как проводка и датчики от 8кл. То нужно взять прошивку от 8кл и перенести туда калибровки от 16кл.

    Посмотри соседние коментарии, тут недавно человек именно этим вопросом озадачивался.

  22. Mad Max:

    какой январь 7.2 на 16V (с ИКЗ), 31,81?

  23. Алексей:

    Доброго времени суток!

    Имеем, автомобиль Chevrolet Niva 2010 гв с двигателем 1,8L 16 valve от тойоты. ЭСУД от двигателя 2123 с контроллером Bosch 7.9.7+ Е-4.
    Заводится и работает нормально, но кажется очень вялой на низких оборотах, трогаться надо аккуратно вместе с газом. Но в остальном едет хорошо, динамика значительно лучше машины с штатным мотором.

    Есть ли опыт в настройке таких моторов у Вас? Есть ли смысл заливать прошивку для 1,8Л 16кл двигателей АвтоВАЗа? да и простую прошивку от 1,6 16 кл? на штатный ЭБУ ШевроНивы?

  24. Алексей:

    Чем прошивка 16 кл мотора ваз отличается от 8кл мотора ваз? Какими калибровками

    • калибровками по наполнению, по уоз. по разному бывает.
      можно взять две прошивки одной серии на 8кл. и 16кл. и сравнить в редакторе калибровок.

  25. Алексей:

    Подскажите, пожалуйста, для онлайн тюнера какой модификации нужен Январь 7.2
    нужен именно с 8 кл двигателя
    бывают 11183, 11186, 2111, 21114, 21067
    еще производителя Ителма и Автэл.

  26. лучше всего брать с 16кл. двигателя. (так как на нем можно будет настраивать и 8 и 16кл. прошивки)

    На этикетках должен быть номер и версия прошивки.

    1)
    21124-1411020 -32 (Ителма)
    I205DM52
    I205DM53
    I205DO54

    2)
    21124-1411020 -31 (Автел)
    A205DM53
    A205DO54
    A205DO57

    Так же можно 8 кл.
    1)
    2111-1411020-82 (Ителма)
    I203EK33
    I203EK34
    I203EL35
    I203EL36

    2)
    21114-1411020-32 (Ителма)
    I204DM52
    I204DM53
    I204DO57

    3)
    2111 1411020 -81 (Автел)
    A203EK34
    A203EL35
    A203EL36

    4)
    21114-1411020-31 (Автел)
    A204DM53
    A204DO57

    Все остальные варианты брать не надо.

    P.S. очень желательно наличия на эбу не сорванной пломбы. так как если в эбу уже кто-то ковырялся или паял,то нужно как минимум знать насколько грамотный человек проводил ремонт и зачем он это делал. Дальше уже смотреть по ситуации.

  27. Алексей:

    Спасибо! Очень помогли!

    От 8 кл двигателя, с тем прицелом, чтобы поставить на штатную проводку ШевиНивы, про нее я писал выше.

  28. Алексей:

    Все, догнал! Спасибо!

  29. Алексей:

    У Вас может есть блоки Я7.2 из которых можно сделать инженерник? Можно было бы договориться о покупке. Живу в г.Улан-Удэ, здесь просто нет русских машин.

  30. Алексей:

    Есть такой блок, но производство Элкар! Такой не подойдет?

    21124-1411020 -31

    A205DO57

  31. Алексей:

    Наврал. Январь 7.2.7 A205DP57

  32. по блокам 7.2 или готовым инженерникам лучше тут спрашивать http://www.tkpiuk.ru/

  33. Денис:

    Всем привет. Нужна очень ваша помощь.
    Кипит 2112 со 124 мотором. Предъистория машины не известна. Суть. Двигатель работал непойми как, после 3 тысяч оборотов была бешеная вибрация, и провалы при разгоне. Заказал диагностический кабель, посмотрел ошибки. Неисправности с дмрв и пропуски зажигания в 3и 4м цилиндрах. Как оказалось ЭБУ стоит 21124 прошит на 1,5 8кл, поэтому как писал Киото на форуме другом что 8кл прошивка не может работать с ИКЗ. Нужен модуль. Хорошо, я и так хотел перейти на модуль, а тут уже и прошивка залита янв 7,2 под 1,5 8кл. То есть половину сделали до меня.
    Купил вообщем МЗ с разъемом 3х контактным, посмотрел схему подключения с 5и контактного разъема (к которому подключается косичка для ИКЗ) соединил, и попытался завести машину. Естественно безуспешно. Машина стреляет и заводится никак не хочет. Подскажите что не так и что доделать надо?
    И ещё, массовый провод с крышки кланпанной я открутил так как он был на косичке ИКЗ. Возможно что в этом проблема?
    Эбу модель не знаю, наклейки на нем нет уже, единственно на разёмах наклейка 21124-32. Разобрал там 4 тех самых микросхемки которые отличают 16кл эбу от 8кл. Тоесть сомнений нет что эбу 16кл и просто прошит под 8кл.
    По поводу колодки имобилайзера немного не понимаю что и как. Если надо замыкать 9и18 то не пойму как так как в эти гнезда у меня вообще провода не идут. Что это значит кстати?
    И ещё, когда заводил у меня сел брилок сигнализации и сигнализация работала в странном режиме, зажигание включается, бензонасос кочает, но Маргарет аварийка каждую минуту по 30сек. Звуковое оповещение отключено на сигналке так что сказать орет она при этом или нет не могу. Возможно ли что это повлияло на запуск? Хотя помоему если сигналка и блокирует запуск то полностью, т.е. бензонасос не качал бы.

  34. Виталий:

    Приветствую.
    Есть эбу ителма 32 с прошивкой I205Dp57 и 16v двигатель, икз нет т.к стоит проводка от 8кл. Что изменить в этой проишивке чтоб завелась?

  35. Эдуард:

    Здраствуйте.
    Проблема такая, по крайней мере для меня. Калина 1.4 16v с Бошем 7.9.7. Движку запороли и поставили 2112 1.5 16v. Думаю купить и поставить Январь 7.2 (не хочется менять косу). Вопрос. Каую прошивку залить в ЭБУ чтоб данный ДВС работал? Если есть таковая для ЭБУ Я.7.2 под 1.5 16v. Или может посоветуете альтернативу. Спасибо. Если можно, ответьте в ящик.