Очень часто начинающие тюнеры взырвают мозг вопросами про откатку, про ПЦН, БЦН и т.д. Это естественный процесс и я сам таким был ( археологи даже могут найти в инете доказательство моих слов). Но это было давно и теперь меня частенько спрашивают эти вопросы вопросы.

Еще раз для новичков. Основные моменты которые нужно прочитать и запомнить.
Те кто врубаются, могут это вообще не читать.

Для начала нужно понять что БЦН и ПЦН это разные таблицы. единственное что их объединяет это что и там и там есть словосочетание ЦИКЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ. при этом новички не акцентируют внимание на первом слове БАЗОВОЕ и ПОПРАВКА. БАЗОВОЕ означает по простому — ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. А ПОПРАВКА означает некий коэффициент умножения. Таблицы разные. Первая как бы говорит «Должно быть так!» Вторая говорит «Умножать надо на это». Не стоит это путать. Мухи отдельно, котлеты отдельно.

Далее чуть подробнее. Если что-то непонятно, прочитайте десять раз, после чего прочитайте справку от CTP

Обозначения:
БЦН — таблица БАЗОВОЕ ЦИКЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ в прошивке
ПЦН — таблица ПОПРАВКА ЦИКЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ
A — количество воздуха которое считает датчик
AA — реальное количество воздуха которое поступает в двигатель(неизвестно перед откаткой)
C — таблица СОСТАВ СМЕСИ в прошивке (ее выставляет настройщик)
СС— реальный состав смеси который фиксирует ШДК. или УДК (14,7)
B — время впрыска. параметр рассчитывается ЭБУ(есть в логах) на основе разных калибровок прошивки во главе которых стоит —C, ПЦН, БЦН и на основе данных А

Задача ЭБУ: смешать воздух(A) и бензин(B) так чтобы получить состав смеси(CC) такой какой выставлен в прошивке(C)

Как работает ЭБУ:
1. ЭБУ считает количество поступившего воздуха(A) (через ДМРВ или через ДАД+ДТВ).
2.Зная количество воздуха(A) и состав смеси(C) в прошивке эбу рассчитывает необходимое количество бензина (т.е. время впрыска(B))
Количество бензина определяется такими параметрами как: дельта давление в рампе и разряжение в рессивере, статикой форсунок(отверстие в форсунке через которое идет бензин), время впрыска(B) .

Что такое Поправка Циклового Наполнения:
Датчики фиксируют количество воздуха(A) которое идет в цилиндр. Но в виду особенностей впускных систем и других факторов не все зафиксированное значение воздуха попадет в двигатель.
Реальное значение воздуха(AA) попавшее в цилиндры = Значение воздуха отмерянное датчиками(A) * Поправку Циклового наполнения(ПЦН).
Задача настройщика найти коэффициенты этой поправки(ПЦН) чтобы быть уверенным что реальная смесь(СС) в двигателе равна той что указана им в прошивке(С)

Как узнать реальный состав смеси(СС)
1. ШДК — он всегда показывает реальный состав смеси(СС)
2. УДК — штатная система. работает тогда когда в комплектации есть датчик кислорода. Так как УДК знает лишь одно значение — 14,7 то он выдает в эбу всего две команды : СМЕСЬ МЕНЬШЕ 14,7 и СМЕСЬ БОЛЬШЕ 14,7. ЭБУ принимает этот сигнал и путем внесения еще одной поправки(Корекция) в расчет топлива корректирует топливоподачу так чтобы смесь была 14.7. А именно УДК должен постоянно чередовать значение БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ. и т.д. Вот поэтому и получается что в зоне работы коррекции по УДК (экономичный режим) всегда смесь будет 14.7

Как катают по УДК
так как удк знает только одно значение 14,7 то задача заставить машину всегда работать в режиме коррекции по удк, а это значит сделать всегда экономичный режим. Потом пройтись по всем точкам и посмотреть что ЭБУ запишет в таблицу коррекции. А потом так откорректировать таблицу поправки(ПЦН), чтобы смесь была такой(С) какой она была при использовании таблицы коррекции.
Далее ДК отрубается. Смесь в прошивке(С) ставиться такой какая нравится. При этом настройщик надеется что поправка(ПЦН) найденная при 14,7 будет такой же какой и должна быть при его выставленной смеси(С).

Как работает БЦН
1) В виду того что ДМРВ не очень быстрый датчик, то ситуация такая — когда водитель резко нажимает газ в пол или наоборот отпускает газ, ДМРВ «тупит» и не может сразу точно сказать сколько проходит воздуха. Поэтому в этот момент возникает затык похожий на езду с неисправным карбюратором(многие наверно помнят ощущения и слова «во карб просрался и машина поехала»). Чтобы этого не было на инжекторе в моменты тупняка ДМРВ, эбу в расчеты берет не его данные, а теоретически возможное количество воздуха для данной режимной точке, поэтому таблица и называется БАЗОВОЕ цикловое наполнение(БЦН). И тогда тупняка при резком нажатии газа или тормоза не возникает. Достаточно быстро (обычно 1-2 секунды), ДМРВ приходит в себя и ЭБУ опять начинает брать данные о количестве воздуха с него.
т.е.получается такая штука -если ездить плавно то таблица БЦН вообще не участвует в расчетах, так как ДМРВ не тупит.

2) При работе на ДАД+ДТВ нет таких режимах при которых датчики не успевают точно мерить воздух, а значит таблица БЦН не нужна. поэтому с этими датчиками она вообще никак не используется.

P.S. стоит понимать что то что описано выше это лишь упрощенная модель расчета.Конечно в реальности время впрыска считается сложнее, в процессе участвуют разные коэффициенты коррекции. НО то что описано выше это ОСНОВНОЕ на чем базируется алгоритм работы ЭБУ. И поняв это все остальное становиться достаточно простым для понимания.

atomic-dm.ru

  1. Алексей:

    Привет. Хотелось бы понять…
    2) При работе на ДАД+ДТВ нет таких режимах при которых датчики не успевают точно мерить воздух, а значит таблица БЦН не нужна. поэтому с этими датчиками она вообще никак не используется.
    в прошивке есть БЦН и ПЦН http://f-picture.net/lfp/s015.radikal.ru/i332/1506/48/12da12c6c02e.jpg/htm

    и вот пацан откатывал на ДАДе http://www.drive2.ru/l/3981463/

  2. в прошивке есть потому что заложена работа и с дмрв тоже. но если в прошивке включен дад, то таблица бцн уже не нужна. возможно в некоторых прошивках она может понадобиться в случаях отказа ДАД , т.е. в аварийном режиме.

    что пацан откатывал читать не стал. лень. уверен ничего нового для себя там не подчеркну

  3. Anatoliy:

    Получается, что таблицу БЦН, при работе на ДМРВ, так же важно откатать, как и ПЦН?

  4. Maksim:

    вопрос по таблице РТ, 16х16: по колонкам дросселя, например — в колонке «0″ находятся значения для дросселя 0-1%, в колонке «2″ находятся значения для дросселя 2-3%, тогда в «80″ д.б. 80-100%, а колонка «100″ лишняя? Или как читать эту таблицу?

  5. 0 для 0

    в 2 попадает и 1 и 3

    и т.д.

    т.е. в 100 попадают от 90 до 100
    в 80 попадают до 90

  6. Maksim:

    тогда в «4″ 4 и 5, в «6″ 6 и 7, т.е. значения равно или больше.
    какая формула тогда д.б., нету ссылки где почитать?

  7. берется к ближней точке.

  8. nuroff:

    то есть с этой прогой можно откатать только смесь 14.7, т.е. экономичную? а если хочется динамики? что править советуете

  9. собрать инженерник и купить софт. мой или другой(смс, матрицу, trs ).

  10. джамал:

    В некоторых прошивка бцн работает с дад

  11. если только для расчета температуры заряда.